Церковно-приходские школы


Церковно-приходские школы
   — в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале 18 в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой. С 1730 архиерейские школы начали преобразовываться в семинарии, число же начальных училищ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным. Созданные по Уставу 1804 приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчинённых МНП, однако преподавали в них гл.о. священники и причетники. Начальные школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836 по распоряжению имп. Николая I начали создаваться школы при церквах и монастырях (к 1851 было св. 4,7 тыс. таких школ). К 1861 духовенством было основано св. 18 тыс. начальных училищ, за которыми закрепилось название "церковно-приходских школ" (употреблялись также названия: "священнические школы", "церковные школы", "школы для поселянских детей"). Сторонники церковных школ утверждали, что лишь религиозное просвещение близко народу и способно дать прочное нравственное воспитание. Видную роль в церковно-школьном движении 60-70-х гг. 19 в. сыграл С.А. Рачинский. Распространение Ц.-п.ш. вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны мн. земств (см. Земства и просвещение). МНП в 70-е гг. фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Мн. церковные училища перешли в ведение земств. Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 70-80-х гг. 19 в. в период общественных потрясений. В 1884 утверждены Правила о Ц.-п.ш., выводившие их из подчинения МНП. Для заведования школами при Синоде учреждался Училищный совет. При духовных семинариях учреждались образцовые начальные школы. Духовному ведомству были также подчинены общинные элементарные "школы грамоты", а также воскресные школы для взрослых. Предусматривалось создание одноклассных и двухклассных училищ со сроком обучения 2 и 4 года (в начале 20 в. курс был увеличен до 3 и 6 лет). В программу обучения входили Закон Божий, церковное пение, церковно- славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание. В двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной истории. Все предметы, кроме арифметики, рассматривались как развитие и дополнение Закона Божьего. Руководил обучением священник. Несмотря на значительный рост числа школ, в их устройстве сохранялись мн. недостатки: учитывая занятость священников, руководители духовного ведомства пытались возложить преподавание на дьяконов или выпускников духовных семинарий, ожидающих принятие сана. Бюрократизированная система духовного ведомства стесняла самостоятельность священников и учителей; отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить церковные школы за счёт общественных средств, в то время как казённых ассигнований явно недоставало. Качество преподавания, образовательный уровень учителей в церковных школах были ниже, чем в светских. В связи с началом русско-японской войны 1904-05 государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 церковная школа была ликвидирована Постановлением СНК от 24 декабря 1917 "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению". С конца 80-х гг. началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994) предписал "расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне". Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 316)
   Ч424(28)713

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Церковно-приходские школы" в других словарях:

  • ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее приходские училища. Название закреплено в 1884 Правилами для церковно приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с нач. 20 в. 3 года (в некоторых …   Большой Энциклопедический словарь

  • Церковно-приходские школы — Ученики приходской школы. Якутия, конец XIX, начало XX века. Церковно приходские школы  начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года [1]; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего… …   Википедия

  • церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее  приходские училища. Название закреплено в 1884 Правилами для церковно приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с начала XX в.  3 года (в… …   Энциклопедический словарь

  • Церковно-приходские школы —         начальные школы в дореволюционной России, существовавшие при церковных приходах. Преследовали в основном церковные цели, наставляли юношество в вере. После школьной реформы 1804 (см. Начальная школа) в некоторых городах и селениях стали… …   Большая советская энциклопедия

  • Церковно-приходские школы — нач. школы при церк. приходах. Появились после шк. реформы 1804, находились в ведении Синода. Ранее приходские уч ща. В 1884 изданы Правила о церковно приходских школах , по к рым создавались одноклассные (2 годичные) и двухклассные (4 годичные,… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Церковно-приходские школы — – правила о них были Высочайше утверждены 13 июля 1884 г. и затем 1 апреля 1902 г. Высочайше утверждено Положение о них, согласно коему церковные школы ведомства Православного Исповедания имеют целью распространять в народе образование в… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Церковно-приходские школы — см. Начальное образование …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — нач. уч. заведения духовного ведомства, открывавшиеся при приходах с утверждения и благословения епархиального архиерея для детей низших сословий. По Правилам 1884 ЦПШ имели типовую программу: в 1 кл. 2 год. чтение, в т.ч. церк. печати, письмо,… …   Екатеринбург (энциклопедия)

  • Церковно-учительские школы —         педагогические учебные заведения (мужские и женские) в дореволюционной России для подготовки учителей церковно приходских школ (См. Церковно приходские школы). Существовали со 2 й половины 19 в., находились в ведении Синода. Имели 3… …   Большая советская энциклопедия

  • Приходские школы —     учебно воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья. Гл. цель нравственно религиозное воспитание, подготовка клириков, хористов …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.